Оптимизация технологических операций на складе

Система технологических операций составляет основу внутрискладской логистики и представляет собой цепочку работ с грузом. От эффективности выполнения этих работ зависит  и эффективность работы всей организации в целом, поэтому оптимизация технологических процессов на складе является первостепенной задачей любой компании.

Подготовка склада к приемке товара

На многих складах данный этап технологического процесса не выполняется, что создает трудности во время поступления товара (суета, незапланированные смены задач сотрудников, загруженность проходов и т.п.). Своевременная подготовка к приемке позволяет исключить эти проблемы и заранее скоординировать все действия работников склада. Подготовка склада к приемке товара включает в себя следующие этапы:

  • получение информации от отдела снабжения (дата и время поступления товара, список и число товарных позиций, информация о поставщике, тип тары). Оптимальным вариантом является заполнение карточки поставки, в которой отражается вся необходимая информация.
  • определение числа сотрудников, участвующих в приемке товара, распределение ролей
  • определение типа и количества техники, необходимой для разгрузки товара
  • определение места хранения поступившей продукции

Разгрузка транспорта

Показателем оптимального выполнения данного этапа технологического процесса является скорость работы. Поступивший товар должен быть в кратчайшие сроки разгружен и доставлен к месту приемки. Этап разгрузки транспорта тесно связан с этапом подготовки склада к приемке товара: к моменту поступления транспорта должна быть подготовлена вся необходимая разгрузочная техника и четко определены роли служащих. В процессе разгрузки должен быть произведен подсчет количества поступившего товара в единицах, указанных в сопроводительной документации. При обнаружении недостачи товара следует составить акт, в котором необходимо указать номер транспортной накладной и счета-фактуры, количество недостающего товара и его общую стоимость, предполагаемые причины недостачи, ФИО лиц, участвовавших в разгрузке транспорта, их подписи и дату составления акта.

Приемка товара

Процесс приемки должен включать в себя следующие этапы:

  • определение сохранности товара. Необходимо проверить наличие на упаковках груза или на транспортных средствах пломб отправителя и их исправность; убедиться в отсутствии внешних повреждений упаковки, проверить технологическое и механическое состояние транспортного средства. В случае обнаружения каких-либо дефектов, повреждений и неисправностей тары или транспортного средства, следует указать об этом в транспортной накладной. По возможности рекомендуется сделать фотографии повреждений и составить акт об осмотре транспортного средства и тары.
  • приемка товара по качеству и комплектности. Приемка товара по качеству может осуществляться как с полной, так и с частичной (выборочной) проверкой товара. При обнаружении каких-либо дефектов, несоответствия качества и комплектности товара заявленным требованиям, следует приостановить приемку товара, и сразу составить акт, в котором указывается наименование и количество проверенного товара и описывается выявленный дефект. Также следует немедленно проинформировать поставщика о получении товара ненадлежащего качества. В зависимости от договоренности с поставщиком, дальнейшая приемка может проводиться с участием представителя поставщика или независимого эксперта. По окончанию приемки, следует составить претензионное письмо с целью замены бракованного товара либо возврата денежных средств. В письме необходимо указать: информацию о поставщике (наименование и адрес предприятия), информацию о фирме-получателе, номер партии товара, наименование и количество бракованного товара, номер и дату акта о приемке, требования о замене товара или возврата денежных средств. К претензионному письму следует приложить копии товарной накладной, акта о приемке, счета-фактуры, уведомления (письма или телеграммы) о получении товара ненадлежащего качества.

Идентификация товара – одна из важнейших технологических операций, от выполнения которой зависит оперативность последующих работ с товаром (учет, контроль состояния и движения товара, а также его поиск для инвентаризации или отгрузки). Существует несколько методов идентификации товара: текстово-числовая информация (индивидуальное кодирование), штриховое кодирование, радиочастотное кодирование. Каждый из этих способов эффективен при определенных условиях, поэтому перед выбором метода идентификации следует четко определить  технические возможности конкретного склада, его цели и задачи.

  • Индивидуальное кодирование – самый простой метод идентификации, применяющийся на складах с низким уровнем автоматизации для обработки сравнительно небольших партий товара. При данном методе каждой товарной позиции присваивается определенный текстово-числовой код, структура которого отражает важную информацию (код поставщика, информация о товарной группе и товарной позиции, информация о статусе данной товарной позиции) или просто уникальный номер товарной позиции. Структуру кода и значение отдельных компонентов необходимо зафиксировать в нормативном документе организации.
  •  Штриховое кодирование – наиболее распространенный и универсальный метод идентификации, позволяющий значительно ускорить обработку груза на всех этапах и упростить поиск товара при инвентаризации. В настоящее время наличие штрихового кода является практически обязательным условием при закупках продукции всех типов. Недостатком данного типа идентификации является достаточно высокая стоимость внедрения системы, обусловленная необходимостью закупки дополнительного оборудования (принтеры этикеток, сканеры штрих-кода, терминалы сбора данных, сервер) и специального программного обеспечения, а также дополнительными затратами на обучение персонала.

Размещение и хранение товара.

Размещение товара следует осуществлять так, чтобы при последующих операциях с товаром перемещения работников склада были минимальными. Внутри основных складских зон необходимо выделить подзоны, предназначенные для хранения товара по определенным признакам. Группировка товара может осуществляться по следующим критериям:

  • Тип товара. При таком способе в одной подзоне размещается товар, принадлежащий к одной номенклатурной группе. Способ группировки по типу товара может использоваться на складах с небольшим ассортиментом — до 10 номенклатурных групп; при наличии большего ассортимента эффективность этого метода снижается, т.к. временные затраты на сортировку и поддержание группировки становятся неоправданными.
  • Габаритные размеры. Этот вариант подходит для складов грузов, отличных по габаритам. Достоинством такого метода является возможность распределения складской техники в зависимости от зоны хранения и типа груза, что сокращает пробег транспортных складских средств и ускоряет обработку груза.
  • АВС – сортировка. Наиболее распространенный и универсальный тип группировки товара, особенно подходящий для складов с широкой товарной номенклатурой или при нестандартном типе помещения. Сущность этого метода заключается в проведении АВС-анализа (анализ оборачиваемости) с целью выявления наиболее востребованных товарных позиций. Товарные группы, обращение к которым происходит наиболее часто, следует хранить максимально близко к зоне комплектации. Использование АВС-метода позволяет значительно сократить время на доставку часто заказываемых товаров и ускорить комплектацию заказов. Если здание склада многоэтажное, то наиболее востребованные товарные позиции следует хранить на первом этаже.

Хранение товара, как правило, осуществляется на стеллажах (полочных, паллетных или консольных в зависимости от типа груза). При этом на первых ярусах следует хранить отбираемый запас (минимальный запас товара, рассчитанный на несколько дней), на верхних ярусах – резервный запас (основной товарный объем).

Комплектация заказов.

Комплектация – один из ключевых технологических этапов, от правильного выполнения которого зависит скорость доставки заказа и уровень логистического обслуживания, что в значительной мере влияет на имидж организации. Комплектация заказа включает в себя несколько этапов:

  • получение накладной на отпуск товара
  • разработка наиболее эффективного маршрута комплектовщика с учетом месторасположения товарных позиций и особенностей груза (габаритные размеры, масса). Составление маршрутной карты значительно ускоряет процесс комплектации заказа.
  • отбор груза с места хранения. Существует несколько способов эффективного изъятия груза: по методу грузообработки (FIFO или LIFO), по срокам хранения (первым отбирается товар с меньшим сроком годности), по расстоянию до товара (первым отбирается товар, наиболее близкий к месту комплектации), по комплектации (первым отбирается товар, упакованный в количестве, необходимом для заказа).
  • комплектация собранных товаров, упаковка, маркировка.

Отгрузка товара со склада. Данный технологический этап должен включать в себя следующие пункты:

  • оформление отгрузочных документов (накладной, листа заказа)
  • непосредственная отгрузка заказа клиенту с проверкой комплектности заказа
  • снятие отгруженного товара со складского учета.

Комментарии запрещены.